Опыт работы по теме
«Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для целостного развития ребенка. У детей формируются нормы поведения, направленность личности, закладывается характер. Именно, ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В. А. Сухомлинский, Н. С. Капринская, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, А. М. Виноградова, Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в ДОУ. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеют гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников, по мнению М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. Ф. Луниной, Л. Б. Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: они все больше времени проводят за компьютерными играми, книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать
Художественное чтение — это один из самых доступных средств и методов формирования достойной человеческой личности с колыбели ребенка в детском саду и в семье. В художественной литературе моральная оценка хорошего поступка не навязывается ребенку — он сам с помощью событий литературного произведения начинает разбираться в поступке героя. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрывают лучшие черты и качества людей, осуждаются отрицательные поступки и явления, — все это находит живой отклик у детей, способствует формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.
Все это актуализирует проблему нравственного воспитания дошкольников, поскольку на уровне семьи данному вопросу не уделяется должное внимание. Такой вывод был мною сделан в процессе наблюдения поведения детей и родителей во время утреннего приема и вечернего ухода детей домой, в процессе взаимоотношений детей в детском саду: на занятиях, в свободной игровой деятельности, на прогулке, в трудовой деятельности.
Моё предположение подтвердила диагностика уровня воспитания и развития детей второй младшей группы в сентябре 2018 года. Группу посещает 30 человека: 12 мальчиков и 18 девочек. Число детей из полных благополучных семей – 23, детей из неполных благополучных семей – 6, число детей из семей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов,– 1, детей. Число многодетных семей – 4, число детей, воспитывающихся матерью (отцом)-одиночкой – 6, воспитывающихся родителями-инвалидами – 0. Детей-инвалидов в группе нет.
Результаты исследования таковы: из 30 детей в возрасте от 3 до 4-х лет высокий уровень развития показали 5 человека (15% от общего числа детей, 9 детей (29%) имеют средний уровень развития и 16 детей (52 %) с низким уровнем нравственного воспитания .
По итогам диагностики нравственного воспитания детей выяснилось, что наиболее слабыми у детей данной группы оказались следующие параметры: сдержанность и организованность поведения, дружелюбие и готовность прийти на помощь, положительные взаимоотношения со сверстниками, правдивость, сформированность нравственных чувств. Результаты диагностики определили направление моей работы в этой группе, поскольку успешная социализация обусловлена у нравственно развитой личности. При планировании воспитательной работы по формированию нравственных представлений у детей мною были выбраны групповые и индивидуальные формы работы. В качестве средства воспитательного воздействия мною была выбрана сказка, один из жанров устного народного творчества.
Сказка как жанр очень органично вписалась в программу воспитательно-образовательного процесса ДОУ. В свою очередь целостность педагогического процесса в ДОУ на протяжении последних двух лет обеспечивается реализацией комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса. Ей предшествовала Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Программа «От рождения до школы», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к рекомендованной министерством образования «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Мои принципы построения педагогического процесса совпадают с принципами построения Программы:
1. Принцип развивающего образования,
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости,
3. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей,
4. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
5. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса,
6. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников,
7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В своей работе я реализую следующие цели:
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника,- Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
- Формирование основ базовой культуры личности,
- подготовка к жизни в обществе, к обучению в школе.
Мною была поставлена основная цель воспитательной работы в группе: развитие межличностных отношений младших дошкольников со сверстниками, взрослыми, формирование нравственно положительных поступков на примере положительных сюжетов русских народных сказок.
Выбирая сказку как основу нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста, я стремилась реализовать следующие задачи:
Обучающие задачи:
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Развивающие задачи:
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи детей.
2. Развивать умение делать нравственный выбор.
3. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
4. Развивать музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Важной задачей для меня на данном этапе стал отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию нравственных представлений и литературного вкуса. В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я определилась с жанровым предпочтением детей. Для детей четвертого года рекомендуются русские народные сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок». Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. Например, сказка «Репка» или «Теремок», учит малышей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя — можно попасть в беду, а уж, если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Зимовье зверей» показывает, как дружба помогает победить зло. Добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных — в сказке «Волк и семеро козлят». Зло наказуемо в сказках «Кот, петух и лиса» и «Заюшкина избушка» В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, я руководствуюсь следующими правилами.
- Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.
- Его принадлежность к подлинному искусству.
- Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
Я использую два варианта знакомства ребенка со сказкой:
1. Сказка для чтения.
2. Сказка для театрализации.
Сказки, предлагаемые для чтения детям дошкольного возраста, сопровождаются иллюстрациями - это обязательное условие, т. к. восприятие дошкольника будет полноценным при условии наличия яркого зрительного образа, соответствующего как содержанию произведения, так и сиюминутному представлению малыша.
Особенный всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. В этой ситуации я беру на себя функцию советника. От лица героя сказки я преобразовываю сложные ситуации в педагогические задачи, подвожу детей к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.
При чтении сказки я стараюсь следить не только за своим исполнением, но и за восприятием сказки слушателями. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни.
Использование сказки в непосредственной образовательной деятельности детей имеет свои неоспоримые преимущества, поскольку является по своей сути игровым методом и игровой формой обучения. Мною сказка используется во многих видах непосредственной образовательной деятельности детей. Например, в процессе интегрированных занятий «Поможем Петушку» и «Друзья приходят на помощь» использовались фрагменты из русских народных сказок, имеющие ярко выраженный нравственный смысл, способствующий формированию в сознании детей определенных норм и правил.
Совместная работа детей, родителей и воспитателя дала положительные результаты, поскольку задачи нравственного воспитания решались через уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом, организацию повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Таким образом, исходя из полученных результатов моей работы по воспитанию духовно-нравственных качеств личности я правильно подобрала различные формы организации детей, методы и приемы. Но главным ведущим условием является активная деятельность самих детей, их инициатива и творчество
•Дети охотно участвуют в организованной деятельности с другими детьми.
•Рассказывают о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее.
•Воображают себя в разных социальных ролях, мечтают о добрых делах.
•Проявляют уважение и интерес к жизни и труду взрослых людей .
•Оказывают помощь сверстникам и младшим детям по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам или малышам.
•Принимают активное участие в праздниках.